Поиск

Битюг и другие породы лошадей тяжеловозов в России

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов

Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

История возникновения

Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.

Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.

По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.

Жеребец по кличке Экватор

Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.

Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками. Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.

Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.

Особенности размножения и содержания

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Породы отечественной селекции

Среди российских селекционеров есть чем похвалиться перед иностранцами:

Владимирская тяжеловозная

Эта порода лошадей была выведена во Владимирской области. Для её получения селекционеры скрещивали тяжеловозные породы, привезенные из Европы. Изначально целью выведения было усовершенствование качества европейских пород, однако в результате получили совершенно новую, которая стала огромным достижением для отечественной селекции.

Важно! Отличительной чертой, характерной только для этой породы, является раннее развитие жеребят. Например, лошадки уже к 3-летнему возрасту полноценно развиваются и становятся готовы к тяжелым работам и размножению

Однако есть у этой породы и существенные минусы. Например, длинная и узкая спина, которая снижает выносливость лошади, а также узкая грудная клетка, затрудняющая дыхание при больших нагрузках.

Вес владимирского тяжеловоза составляет около 700 кг, что почти в 2 раза меньше его европейских собратьев. Данный вид лошадей полностью оправдывает свой небольшой вес. Они послушны, спокойны, являются идеальными для конного спорта и скачек, быстро адаптируются к любым условиям содержания. Поначалу кони, как и любые другие виды, могут проявлять характер, но ласка и доброе слово способны сделать из этих огромных тяжеловозов настоящих друзей человека.

Русская тяжеловозная

Данная порода лошадей знаменита, пожалуй, своей неприхотливостью. Она способна выполнять огромные физические нагрузки и при этом не требовательна к условиям содержания и корму. В отличии от других тяжеловозов, которые в основном служат человеку для транспортировки груза, русские тяжеловозные лошади также могут вырабатывать и молочную продукцию, причем в немаленьких количествах. Лошадиное молоко идет на производство особого напитка — кумыса, а также на изготовление сыров.

Русская тяжеловозная

Внешность у таких кобыл довольно типичная: короткая, мускулистая шея, большой, широкий лоб, густая грива и массивные, устойчивые конечности.

Битюг

Битюг — это ломовая лошадь, которая была выведена на рубеже 18 в русскими крестьянами, происходившими из Воронежского уезда. Эта порода была получена в результате ряда скрещиваний между имеющимися тогда в России тяжелыми породами, а также иностранными лошадьми, которых Пётр Петр свез в Петербург со всего мира.

Битюги имели большое значение для России тех лет, они значительно облегчали крестьянский труд на полях. Но, несмотря на это, у данной породы имелся ряд существенных недостатков, среди которых тонкие ноги, слабая спина и недостаточно развитая мускулатура.

Обратите внимание! В настоящее время эта порода исчезла совсем. Иногда битюгами ошибочно называют других тяжеловозов

В конце 19 в. численность представителей этой породы начала резко снижаться. Связано это было с сокращением площади земель, на которых выращивали кормовые культуры. Лошади много времени проводили в конюшнях, не занимаясь физическими нагрузками, и ели непригодную для своей физиологии пищу.

Несмотря на обилие техники, в современном мире тяжеловозы всё еще очень много значат. Их используют на фермах в качестве перевозчиков тяжелых грузов, они незаменимы в конном спорте, верховых прогулках, а также продуктивном животноводстве: получении молока и мяса.

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Зарубежные породы тяжиков

Лошади тяжеловозы пользуются огромным спросом и популярностью не только в пределах России, но и во многих странах мира. На сегодня многие коннозаводства в Европе и США могут похвастаться своими уникальными породами тяжеловозов.

  1. Брабансоны. Данная порода крупных лошадей берет свое начало из Бельгии. И что удивительно, такая массивная крепкая лошадь произошла еще во времена Юлия Цезаря от маленькой лошадки ростом 138 см до уровня холки, но при этом юркой и подвижной особи с крепким костяком. Современные брабансоны отличаются идеальной гармоничностью и пропорциональностью своего телосложения, хорошо развитые мышцы больше всего преобладают на лошадином крупе. Животные скороспелые и при этом совершенно нетребовательные в уходе и кормлении. Высота до уровня холки достигает отметки 172 см, вес лошадки — до 1100 кг. Преимущества животного — легкая акклиматизация, простота в содержании и уходе, достаточная популяция голов.
  2. Ардены. Где-то на пересечении границ Франции и Бельгии в горных и лесных местностях сформировалась порода тяжеловозов ардены. Изначально эти животные были среднего, но крепкого телосложения, выносливые и совершенно неприхотливые. Но в силу востребованности тяжеловозов, эта порода полностью перекрывалась брабансонами. Лошади прекрасно себя чувствуют в горных местностях, характеризуются скороспелостью, подвижностью и универсальностью.
  3. Шайры. Распространение эта самая крупная лошадь получила на территории Англии. Местные типичные лошади в силу ряда причин и обстоятельств усовершенствовались, окрепли и стали нынешними тяжеловозами шайрами. Лошади не раз скрещивались с голландскими и фламандскими жеребцами, характерные черты сегодняшнего шайра — пышные презентабельные фризы, покрывающие конечности особи до самой земли. Рост до уровня холки может достигать отметки 178 см, а весовая категория колеблется от тонны до 1200 кг.
  4. Клейдесдали. Выведение лошадей этой породы происходило в южной части современной Шотландии. Легкий тип жеребцов сводился с фламандскими, голландскими породами и с самым крупным шайром. Современный тип клейдесдалей отличается крупными размерами особи и ее высокими показателями трудоспособности. Они, несомненно, суше шайров и не обладают такой внушительной волосатостью, при росте 172 см они могут весить не более 1000 кг.
  5. Суффольки. Представители древнейшей породы тяжеловозов Англии. Ее разводят больше в частном порядке в графстве Суффольк, и, несмотря на малую численность поголовья, тяжеловозы суффольки отличаются универсальными рабочими качествами. Высота особи чаще не бывает выше 170 см, а масса не преобладает отметки 900 кг. Лошадки суффольки выделяются малой волосатостью, сухой конституцией тела, но отличной рысью для работы.
  6. Першероны. Выведение тяжелоупряжных першеронов происходило во Франции, в процессе чего привычные тяжеловозные лошади усовершенствовали свои умения и качества путем скрещивания с арабскими легендарными скакунами. За счет этого нынешний першерон может похвастаться длинной шеей, живыми глазами на сухой голове, укороченной спиной, раздвоенным удлиненным крупом и крепкими суховатыми конечностями. Высота першерона достигает отметки 172 см, такие тяжеловозы прославились уникальной подвижностью и выносливостью, нескончаемой силой, красотой и гармоничным экстерьером.

Резюме

Даже если не все знакомы с названием породы лошадей-тяжеловозов, с фотографиями верховых коней их спутать невозможно: сила и стать этих животных стали особенностями их экстерьера. Отсутствие грации эти лошади компенсируют той пользой, которую могут принести в хозяйстве. Сегодня тяжеловозы используются не так широко, как столетие назад, но и для них находится работа:

  • заготовка леса в труднодоступных для техники районах;
  • обработка земли;
  • перевозка грузов;
  • поездки на охоту;
  • работа с группами на занятиях иппотерапии;
  • улучшение генофонда местного поголовья лошадей.

Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.

Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Отечественные тяжеловозы

К широко распространённым и известным, выведенным в России (ранее в Советском Союзе), относят породы русских, советских и владимирских тяжеловозов. Все они выводились путём проведения селекционных работ на основе тяжеловозов из Европы. Российские зоотехники основной упор сделали на выведение породы, которая стала максимально приспособленной к местным условиям, выносливой, неприхотливой и обладающей тягловой силой.

Большое внимание было уделено созданию доброго нрава у животного, ведь человеку очень трудно справиться с такой крупной лошадью с упрямым и непослушным характером. Для этих целей недоверчивых и злобных жеребят не допускали к племенному использованию и сразу отбраковывали

Битюг

Это одна из древних русских тяжеловозных лошадей, однако порода не дожила до наших дней. В те времена она использовалась крестьянами на частном подворье и в сельском хозяйстве как тягач. По сравнению с другими породами битюги были не очень высокого роста (160 см), но могли возить большого веса грузы.

Потомками их являются русские тяжеловозы, именно в экстерьере этой породы просматриваются черты битюга.

Владимирский тяжеловоз

Началом существования этого вида считается 1935 год. Родоначальниками были лошади тяжелоупряжных европейских тяжеловозов. Представители породы имеют хорошие показатели силовых качеств. Они неприхотливы в содержании и уходе. Кони в меру массивны, при этом движения их пластичны.

Описание:

  • Рост до 165 см.
  • Масть — гнедая, иногда рыжая или вороная. Могут иметь отметины на голове и ногах.
  • Вес кобыл — 600 кг, жеребцов — 760 кг.
  • Параметры экстерьера: крупная голова; высоко поставленная, мускулистая и длинная шея; круп широкий и длинный, раздвоенный; ноги сухие, длинные.

Отличительная черта владимирского тяжеловоза — его широкий, с высоким выносом шаг. Прекрасно смотрятся эти лошади в составе повозки-тройки.

Советский тяжеловоз

Эта порода получилась скрещиванием местных лошадей упряжного типа с бельгийскими брабансонами. Имеют спокойный характер. Неприхотливость в уходе и содержании является положительным качеством лошадей.

Краткая характеристика:

  • Масть — рыже-чалая, рыжая, иногда — гнедая или гнедо-чалая.
  • Вес жеребцов — 800 кг, кобыл — 650 кг.
  • Рост до 170 см.
  • Экстерьер: среднего размера голова; средней длины мускулистая шея; холка широкая и низкая; спина широкая, может немного провисать; круп раздвоенный; ноги сухие, крепкие, средней длины.

Русский тяжеловоз

Для производства работ на частном подворье лучше всего подходит русский тяжеловоз. Эти сильные и некрупные животные со спокойным и уравновешенным нравом выполняют наиболее тяжёлую работу. Прекрасно справляются с перевозкой грузов по пересечённой местности. Добродушный и покладистый характер позволяет легко управляться с ними даже детям.

Выведение породы началось более века назад на основе бельгийских арденов. Официально была зарегистрирована в 1952 году. Порода получила самое большое распространение по всей территории России.

Краткое описание:

  • Масть — рыжая, рыже-чалая, иногда может быть бурой и гнедой, а также вороной.
  • Живой вес кобыл — 650 кг, жеребцов — 700 кг.
  • Рост — 150 см.
  • Экстерьер: голова лёгкая и сухая; мускулистая шея; холка широкая; спина длинная и широкая; круп раздвоенный; средней длины ноги.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий