Поиск

Лошадь шайр

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

Битюг

Этот тяжеловес является одной из самых древних русских пород, однако не дожил до современных дней. Таике хладнокровные лошади были незаменимы для крестьян и пользовались у них популярностью в сельском хозяйстве, как ломовые кони. Эта маленькая коренастая лошадь, по сравнению с другими лошадиными «гигантами», не достигала в холке выше 160 см.

Битюг — самая древняя русская порода тяжеловозов.

Их потомками являются современные русские тяжеловозы, предками которых были битюги, скрещенные с рысаками. Именно в их экстерьере наиболее четко прорисовываются черты древнего Битюга.

Владимирский

Порода владимирского тяжеловоза получила начало существования в 1935 году. Родоначальниками породы были лошади европейских тяжелоупряжных пород. Рост их относительно невысок — 165-167 см в холке, при весе в среднем 700-750 кг. Представителей этой породы отличают высокие показатели силовых качеств, такие как выносливость и неприхотливость в уходе и содержании. У них шикарный для представителей тяжеловозов внешний вид. Эти кони в меру массивны, однако движения их относительно пластичны, в отличие от других пород «тяжиков». Масть преимущественно рыжая и гнедая. Встречаются и вороные.

Владимирский тяжеловоз — самый частый участник соревнований по силовым испытаниям среди русских тяжеловозов.

Из русских тяжелоупряжных пород, владимирский тяжеловоз часто используется для участия в соревнованиях по силовым испытаниям.

Советский

Спокойные, неприхотливые в содержании и к погодным условиям, красивые лошади с отличной конституцией тела и хорошо развитой мускулатурой.

Советский тяжеловоз спокойный, неприхотливый в содержании и к погодным условиям.

В отличие от других представителей русских пород «тяжиков», эту породу лошадей разводят по трем направлениям: основной (стандартный), массивный (утяжеленный) и с наиболее сухой конституцией (облегченный).

Советский тяжеловоз был бы идеальной богатырской лошадью древнерусской эпохи, ведь он обладает всеми необходимыми силовыми качествами, присущими большинству тяжелоупряжных лошадей. Гривы и хвост средней густоты, грудь относительно широкая, средних размеров подвижные ушки на голове среднего размера, ноги стройные.

Размеры жеребцов варьируются от 163 до 168 см в холке. Масти чаще рыжая и бурая. Реже вороная, чалая и гнедая.

Движения у владимировцев относительно грациозны, если их сравнивать с другими представителей «хладнокровных» лошадей.

Своеобразие характера

Шайры отличаются добротой, уравновешенным спокойным нравом. Они миролюбивы, послушны и покладисты. Для них характерны верность, отсутствие нервозности и бесстрашие. Эти качества сделали коней незаменимыми для средневековых сражений и турниров. Ведь боевой конь не должен бояться грохота оружия, криков разъяренных воинов и взмахов клинков.

Английские силачи послушно таскают груженые повозки и плуги. Выполняют любые требования хозяев — терпения им не занимать. Для управления таким конем необходима сила. Шайра сложно разогнать в галоп, лучший вариант походки для него — аллюр.

В галоп шайров разогнать сложно, предпочтительней аллюр.

Особенности внешнего вида и использования шайров

Значительное внимание (особенно в английской селекционной практике) уделяют внешнему виду. Жеребцы могут иметь только три типа масти – вороной, гнедой и серый

Для кобыл также допускается иметь окраску волоса чалого цвета или иметь большое количество белых отметин (среди жеребцов допускается их малое количество, например белые чулки).

Это особо крупные лошади (породе принадлежит рекорд мира) со средней массой в 900-1100 кг. Самым крупным представителем всех времен считается Мамонт – этот жеребец при росте в холке в 219 см достигал массы на пике своей формы в 1524 кг. Кони обладают сравнительно легкой головой с правильным пропорциональным профилем. Шея массивная с небольшой изогнутостью у затылка. Грива небольшая, часто выстригается. Хвост редкий, поставлен низко.

Особенности селекционного отбора придали животным массивный тип – глубокая грудная клетка (в обхвате свыше 2-х метров), огромные копыта с диаметром свыше 30 см. Мышцы сильные, хорошо выражены. Но также не обошлось и без наследственных заболеваний – шайры предрасположены к хронической лимфосаркоме. Также распространены опухолевые заболевания кожи и поражения сухожилий, суставов и мышц конечностей.

Минимальные промеры по стандарту породы:

  • рост в холке жеребцов от 173 см, а кобыл от 163 см;
  • масса – 900-1100 кг;
  • грудная клетка в обхвате – 215-255 см;
  • обхват пясти – от 25 см.

Крепкие в спине и конечностях, лошади передвигаются только шагом – рысь не свойственна для породы и считается отклонением от нормы

При оценке животного особое внимание уделяют качеству конечностей – тазовые должны иметь правильный, прямой постав. При искривлении и косолапости лошадь бракуется

Дистальные участки ног покрыты густыми щетками.

Сейчас порода редко используется для работы. Основное место применения – завлечение туристов для прогулок или обычных выставок. В недавнем прошлом этих коней запрягали в специальные вагончики, перевозившие пиво с заводов в пабы. Сейчас можно встретить несколько подобных заведений в центральных графствах.

Единственным местом, где лошади породы шайр используются как рабочие – лесное хозяйство. Многими егерями эксплуатируется данное животное для проведения санитарных рубок деревьев. Применение коней позволяет вытаскивать большие деревья без использования тракторов, где они не могут подъехать. Кроме того, содержать коня в отдаленных участках легче, чем технику.

Описание породы

Присутствие крови арабских скакунов наделяет першеронов сухостью, подвижностью и грацией, что абсолютно не свойственно тяжеловозным породам лошадей. Их круп массивный и широкий, но он не выглядит грузно. Тем не менее мощь и сила животного прослеживается в каждой части его экстерьера.
Першероны по сравнению с бельгийской породой тяжеловозов плохо передают свои качества при скрещивании.

Характеристика внешнего вида

На родине тяжеловоза разделяют на три подвида: крупный, средний, мелкий. Мелкие и средние используются для верховой езды в туризме, для упряжек. Крупных используют по прямому назначению — перемещению тяжестей. Наиболее популярным считается средний подвид.

Основные характеристики породы приведены в таблице:

Внешний вид Описание
Высота в холке 155-185 см (во Франции), 168-180 см (в США), 165-168 (в Британии)
Длина туловища 169 см (у обеих полов)
Обхват груди 197 см (самки), 202 см (самцы)
Обхват пясти 22,7 см (самки), 24,4 см (самцы)
Масть основная: серая в яблоках; часто встречаются серая, вороная, редкие: рыжая, чалая
Голова небольшая, с прямым профилем, широким лбом
Уши маленькие
Глаза крупные, немного выпуклые
Шея массивная, мускулистая, умеренной длины, с красивым изгибом
Грива густая, пышная и длинная
Холка чуть приподнятая
Круп длинный, ровный, раздвоенный
Хвост низкопосаженный, густой и длинный
Спина короткая, мускулистая, хорошо поставленная
Грудь глубокая, широкая
Ноги средней длины, мускулистые, сильные, со стандартными размерами предплечий, но с короткой и крепкой пястью
Копыта широкие, прочные.

Некоторые считают, что першероны — самые высокие кони в мире. Но в Книге рекордов Гиннесса рекорд по высоте принадлежит породе шайр (английскому тяжеловозу). Её представитель — Биг Джейк — попал в книгу рекордов в 2010 году (с ростом в 219 см). Средний рост породы — 165-185 см. Среди першеронов там же отмечен Доктор Ле Жер (1902 г.) с высотой в холке 213,4 см и весом 1,370 т. Поэтому титул самых высоких принадлежит английской породе.

Продуктивные качества

Першерон входит в число наиболее популярных французских пород лошадей. Такую популярность обусловили особенности породы:

  • выносливость;
  • сухое телосложение;
  • гармоничные пропорции;
  • массивность, мускулистость;
  • ловкость, манёвренность, грация;
  • мягкость хода.

Среди тяжеловозов также выделяют лошадей породы шайр.

Самые крупные особи помогают перемещать тяжести (вагоны, трамваи, плуг, повозки) в сельской местности либо труднопроходимых местах. Так, в Диснейленде, в Париже эти кони не только катают в повозках детей, но и помогают вытащить застрявшие в парке трамваи. Британцы используют их для рекламы, в лесных и фермерских хозяйствах.

Спокойный нрав позволяет широко использовать першеронов в цирковых представлениях.

Характер

Бытует мнение, что чем массивнее и сильнее животное, тем оно менее поворотливо и сообразительно. О французских красавцах этого не скажешь. Они спокойны, уравновешенны, терпеливы, как и положено величественному животному. Его подвижность, быстрота реакции, способность самостоятельно принимать решение просто поражают.

Характеристика породы

Шайрская порода имеет некоторые отличительные особенности, с которым должен ознакомиться каждый человек, планирующий заниматься разведением таких животных.

Экстерьер и масти великанов

Главной особенностью коней, которые относятся к этой породе, считается их широкий лоб и большая голова. Также у них широкая и мускулистая шея. Грудь у лошадок тоже немалая и достигает 180-190 сантиметров в обхвате. При этом копытца у них небольшие и плоские. В основном у породы Шайр упряжный экстерьер. Однако у них есть определенные отличительные особенности. Например, у них короткая спина и слишком длинная шея. Эти особенности нехарактерны для стандартных упряжных коней.

Кобылки не такие крупные, как самцы, и поэтому значительно уступают им в размерах. В холке они достигают около ста сорока сантиметров. При этом наиболее крупные представители породы могут вырасти до 180-185 сантиметров в высоту.

Темперамент и обучаемость животного

Многих фермеров, которые хотят выращивать на своих участках таких животных, интересуют особенности их темперамента. Некоторые считают этих лошадей агрессивными, однако на самом деле это не так. Несмотря на немалые размеры и грозный внешний вид, такие кони очень спокойные и добрые. Если к ним хорошо относиться, они никогда не проявят агрессию к своему хозяину. Спокойный темперамент лошадей способствует их обучению. Они без проблем поддаются дрессуре и управлению.

Где применяют английских тяжеловозов

Изначально лошадки из этой породы относились к разряду тяжеловозов. Их часто использовали для вспахивания земли или передвижения на карете. Некоторые покупали их, чтобы тренироваться верховой езде. Однако со временем качество дорог в разы улучшилось, и таких животных перестали использовать в упряжах. Сейчас Шайры считаются быстро обучаемыми животными, которые участвуют в специальных соревнованиях или шоу. Например, на территории Англии для них проводятся скачки на дистанцию до трех километров. Однако даже сегодня животных используют в качестве тяговой породы. Чаще всего их применяют в лесных хозяйствах.

История происхождения лошадей породы Шайр

фото 1

История создания и использования лошадей неразрывно связана с историей Англии, но ее начало покрыто мраком веков. Известно только, что шайрская древнейшая тяжеловозная порода появилась благодаря многоэтапной работе английских селекционеров, скрещивающих местных кобыл с жеребцами, привезенными из Голландии. Свое название они получили от английского «шир», что в переводе означает – графство. Так лошадей стали называть с легкой руки Генриха VІІІ.

Дошедшие до наших дней картинки, датированные 15 веком (фото 2), подтверждают тот факт, что лошади изначально использовались в военных целях. Хотя, на этот счет, тоже нет единого мнения. Кто утверждает, что лошади были отличными живыми танками, а кто, наоборот, находит доказательства того, что шайры и тогда таскали повозки и плуги по рытвинам да ухабистым дорогам и земельным участкам местных фермеров. Когда битвы остались позади, благодаря силе, массивности и выносливости, лошади Шайр стали незаменимы в фермерских хозяйствах, выполняли тяжелую работу по перевозки грузов, работали на полях (фото 3), и т.д. Как же можно было не восхищаться лошадью, которая могла тащить груз весом три с половиной тонны по разбитым дорогам, покрытым грязью и рытвинами.

фото 2

Спустя время, лошадей Шайр скрестили с фризами, в результате чего те стали более легкими, гибкими, быстрыми и ловкими, хотя габариты их остались прежними.

В 17 веке за шайрами прочно закрепилось прозвище «английская ворона», так как вороная масть получила особое распространение в те годы.

В 19 веке эти послушные и крупные тяжеловозы стали особенно популярны, к ним выросло внимание и интерес иностранных специалистов. Лошади работали не только в армии или на фермерских полях, а и перевозили грузы в Британских портах, возили пассажиров в дилижансах и безотказно выполняли любые, поставленные перед ними задачи

фото 3

Среди лошадей породы Шайр много рекордсменов. К примеру, Самсон, лошадь, изображенная на фото 2, и названа в честь библейского персонажа, имела рост более двух метров. А рост австралийского жеребца Нобби был больше двух метров, при весе больше тонны, поэтому многие сравнивали его с автомобилем повышенной проходимости.

С началом технического прогресса, потребность в использовании лошадей этой породы заметно снизилась, а их численность с каждым годом становилась все меньше и меньше. Возможно, они исчезли бы навсегда, если бы не самоотверженные коневоды, пытавшиеся спасти этот вид от вымирания любой ценой. Энтузиасты сохранили племенных лошадей, а вскоре общественный интерес к ним снова вырос. Сегодня шайры снова популярны и востребованы, в хозяйствах Англии их насчитывается около тысячи, столько же за ее пределами.

фото 3

В наши дни представители породы Шайр задействованы пивоварами в костюмированных представлениях на английских улочках в качестве живой рекламы, они участвуют в музыкальных шоу, красочных представлениях, соревнуются по скорости вспашки (фото 3), состязаются в силе, и т.д. Только одно шоу шайров, проводимое в Питерсборо, собирает больше пятнадцати тысяч их поклонников ежегодно. Люди приезжают сюда со всего мира, чтобы полюбоваться изяществом и грациозностью этих удивительных по своей красоте животных. Когда выходят эти гиганты, холеные, ухоженные, с вплетенными в гриву или хвост разноцветными яркими лентами, хочется верить, что англичане постараются сделать все для того, чтобы эта порода не исчезла в скором времени с лица Земли.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

«Туманное» рождение породы

Принято считать, что порода шайр появилась в XVIII веке, когда ту самую «Great Horse», переименованную в «английскую вороную», начали планомерно скрещивать с фландрскими, фризскими, а затем и с аборигенными английскими лошадьми. Цель при этом преследовалась следующая: создать идеальную боевую, а затем фермерскую лошадь, которая, с одной стороны, была бы свободна от недостатков, присущих средневековым дестриерам, а с другой, сохранила бы в себе положительные характеристики боевого коня и улучшила бы их. Существует ещё одна версия появления шайров: будто их предок, английская вороная лошадь, появился в результате скрещивания фландрских и фламандских жеребцов с аборигенными кобылами, и лишь после целенаправленного отбора наиболее выносливых экземпляров получившийся вид назвали «шайрской породой». Как оно было на самом деле, сказать сейчас крайне сложно, поскольку студбук шайров появился только в 1878 году. Путаницы добавляет и неразбериха с названиями. Так, многие историки приписывают авторство термина «английская вороная лошадь» («English black») самому Оливеру Кромвелю, который, как известно, жил в XVII столетии, но тут же добавляют, что так называли лошадей фризской породы, чрезвычайно распространённой в английской армии. С другой стороны, ряд источников утверждает, что название «английская вороная» (или «староанглийская») использовалось непосредственно для обозначения шайров наряду с такими, как «великая, или большая лошадь» (уже известное нам словосочетание «Great Horse»), «военная лошадь» и «линкольнширский гигант». В общем-то, такая путаница не вызывает удивления, если вспомнить, что мы имеем дело с породой, чья родина давным-давно носит название «Туманный Альбион»…

В XIX столетии все эти «туманные» названия уступили место термину «английская упряжная лошадь». И лишь в 1884 году за породой было закреплено короткое ёмкое слово «шайр», в котором, кстати, отразилась роль аборигенных лошадей в её формировании: в переводе с английского слово «shire» означает «графство», или «местность», и знакомо нам в произношении окончания «шир» (например, «Хоббитшир»…). Порода с большим успехом разводилась на всей территории Британских островов, и в зависимости от места разведения внутри неё формировались некоторые различия, в основном касающиеся масти и впоследствии зафиксированные как породные. В настоящее время за шайрами признано четыре типа масти – вороная, гнедая, рыжая и серая. Имелись и некоторые особенности в конституции: например, шайры Линкольншира и Кембриджа были костисты и имели большую оброслость щёток, а шайры Йоркшира и Ланкашира имели сухое телосложение и считались более выносливыми.

Как уже отмечалось, в 1878 году был заведён студбук шайрской породы, в котором её родоначальником назывался жеребец по кличке Пэкингтон Блайнд (1755-1770). К сожалению, история не в состоянии ответить на вопрос, был ли этот конь на самом деле слепым, как зафиксировано в его кличке, или это фигура речи, поэтому относительно официально зарегистрированного «предка всех шайров мира» можно лишь строить различные догадки. В 1890 году студбук был закрыт, и  с этого времени в него заносились лишь жеребята, рождённые от зарегистрированных в нём особей.

Первоначально шайров использовали в сельском хозяйстве для тяжёлых работ: несмотря на успехи промышленного переворота и изменения в укладе английской деревни, потребность в тяжеловозах не только не уменьшалась, но и росла. В XVIII веке в истории вида произошло весьма значимое событие: английский заводчик-селекционер Роберт Бэйквилл (1725-1795)скрестил лестерширских шайров с фризскими лошадьми, в результате чего шайрская порода стала более подвижной и гибкой, при этом ничуть не потеряв в массивности. Успех был таким, что одно время выведенный им вид называли не иначе как «бейквеллская ворона», намекая тем самым на его приоритетную масть.

Особенности породы Шайр

В лошадях породы Шайр смешались качества скакунов и тяжеловозов. Внешне они похожи на скаковых лошадей, но считаются тяжеловозами. Особи отличаются смелостью, поэтому не боятся трудных задач. Их часто обучают для верховой езды и даже для разнообразных спортивных состязаний.

Фото шайра караковой масти

Это активные, подвижные кони, им необходимы регулярные прогулки, долго находиться в стойлах они просто не смогут. Благодаря большой силе Английская лошадь с давних времен использовалась в сельском хозяйстве. Им под силу практически любая работа. Характер у них спокойный, но грубость они не терпят. Это гордые животные с, казалось бы, нескончаемой силой воли.

Лошадь породы шайр фото

Продолжительность жизни лошади породы Шайр 20-35 лет. Чем лучше качество жизни животного, тем дольше оно проживет. Содержание Английского тяжеловоза мало чем отличается от содержания других пород. Главное, в чем нуждаются эти кони – чистота и сухость.

  • Лошади этой породы могут содержаться исключительно в комфортных стойлах.
  • Из-за того, что на ногах они имеют длинный волос, он может быстро промокать, загрязняться. Поэтому в стойле должно быть всегда сухо. Сквозняки и сырость также недопустимы.
  • В помещении, где обитает животное должно быть все необходимое, а именно – свежая, сухая подстилка, свежая вода комнатной температуры и еда.
  • Прогулки очень важны для этой породы. Так что на пастбище их нужно выпускать ежедневно, если погода позволяет. Кроме того, животное желательно подвергать физическим нагрузкам, чтобы суставы и мышцы находились в тонусе.
  • После каждой прогулки копыта вычищаются, а шерсть омывается, если вымазалась, и вычесывается.

Интересно!
Стоимость взрослой лошади Шайр может быть больше 30 тыс. долларов. Жеребец обойдется дешевле – 10-15 тысяч долларов, однако в зависимости от родословной, состояния животного цена может значительно отличаться.

  • Холку и хвост нужно регулярно расчесывать и мыть. Мыть можно примерно раз в 3-4 дня, но расчесывать желательно ежедневно, тем более, если животное регулярно гуляет на свежем воздухе. В это же время можно полностью вымывать коня, расчесывать его.
  • Проверять состояние зубов, ушей и копыт необходимо как можно чаще.
  • В случае появления подозрений на заболевание (внешние признаки, вялость или необычное поведение животного), нужно вызвать ветеринара, чтобы он оценил состояние лошади и назначил по необходимости лечение.

История породы

История тяжеловозов уходит в глубь веков. Первые упоминания о крупных и сильных лошадях датируются серединой XI века. Чтобы вывести идеальную породу тяжеловозов, потребовалось несколько столетий. Разведением и скрещиванием лошадей интересовались еще английские короли Вильгельм I и Генрих II. Именно солдаты Вильгельма I привезли в Англию «большую лошадь Средневековья». Такие кони выдерживали на себе вес рыцаря в доспехах, за что очень ценились в то время.

По приказу Генриха II в Англию попал крупный бельгийский тяжеловоз, ставший еще одним прародителем шайров. Во времена Генриха VIII коннозаводчикам запрещалось разводить тяжеловозов ростом меньше 150 см. Для улучшения породы в страну привезли лошадей из Германии, Бельгии и Голландии.

Однако особую роль в развитии породы самых крупных лошадей в мире сыграла королева Елизавета. Она требовала от коннозаводчиков увеличения поголовья тяжеловозов. Кроме того, были ужесточены правила скрещивания лошадей. Теперь заводчик, который пускал на племя представителя с низким ростом, обязан был выплатить штраф. Экспорт и импорт лошадей строго отслеживался. Особей с недостаточными характеристиками не вывозили даже в соседние государства.

В конце XIX века в племенной книге впервые был указан родоначальник породы. Это был жирный конь по кличке Слепая Лошадь, хотя жеребец слепым не был. В это же время была создана организация коннозаводчиков, члены которой составили подробные характеристики породы и выпустили свод правил по разведению коней. С этого момента самые сильные лошади стали постоянными участниками престижных выставок.

Интересно, что с названием тяжеловозов определились не сразу. Сначала самая большая лошадь в мире именовалась просто «великой». Затем «великий» конь стал называться «английским», «староанглийским», «линкольнширским великаном». Позже порода шайр получила свое официальное название от английского слова «графство», хотя это слово к тяжеловозам применял еще Генрих VIII.

В Европе большие лошади получили невероятную популярность. Их охотно покупали и разводили на многих фермах. В начале XX века коней стали отправлять в США. Сначала жирный конь из Англии не особо пользовался спросом у американских коннозаводчиков. Однако потом об английских тяжеловозах стали говорить так же часто, как и о местных першеронах. В России шайров не разводили, но коней привозили для улучшения местных пород. И хотя некоторые тяжеловозы обладали лучшими характеристиками, английский жирный конь не сходил со своего пьедестала.

Шайрам принадлежат рекорды роста и веса. Даже жеребцы средних размеров поражают своей мощью. Это не только самый большой конь в мире, но и самый толстый. По силе ему тоже нет равных. Жеребец Мамонт в 1846 году установил абсолютный рекорд в размерах. Его рост достигал почти 220 см, а вес составлял более 1500 кг.

Долгое время тяжеловозы пользовались большим спросом у фермеров, ведь эти кони выполняли сложные полевые работы. В городах и деревнях их использовали в качестве гужевого транспорта. Однако технический прогресс поставил породу на грань выживания. Шайров становится все меньше, поэтому каждый чистокровный представитель породы ценится очень высоко. Заводчики стараются сохранить поголовье легендарных коней, тщательно отслеживая судьбу каждого жеребенка.

Шайры сегодня

В наше время шайры используются в пивоваренной отрасли в стилизованной под средневековье упряжки, возящей по городским улицам бочки с пивом – как рекламу и для транспортировки продукта. Одно время подобное – правда, с першеронами российского производства, –  можно было видеть и в Санкт-Петербурге. Кроме этого, шайров часто можно увидеть на соревнованиях по вспашке земель и по силе тяги, на выставках, а также на праздничных ярмарках и в различных шоу. Используют их и для селекции с другими видами с целью создания племенных упряжных лошадей. Велик спрос на шайров и за границей, где их также используют и как улучшателей местных пород, и в различных сферах деятельности. По последним данным, более сотни лошадей этой породы ежегодно экспортируются из Англии в различные уголки планеты. Существуют ассоциации шайрской лошади не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Канаде, Нидерландах. Всё это вызывает уверенность в будущем этого во многом уникального и исторического вида.

Сегодняшний шайр мало чем отличается от своего предка, которому когда-то нашлось место на английской почтовой марке, и выглядит так:

  1. мощные, пропорциональные, почти одинаковые части тела, особенно грудь, спина и крестец.
  2. разномастность (об этом признаке мы уже упоминали).
  3. лысина на голове и белые чулки-фризы на ногах, иногда на одних задних – последствие скрещивания шайров с клейсдалями, проводившееся в 50-х годах ХХ века.
  4. средний рост 165-180, иногда 185 см. в холке, вес – от одной до полутора тонн.
  5. большая голова с широким лбом.
  6. ровная короткая шея, плавно перетекающая в короткую и сильную спину.
  7. высоко посаженный хвост.
  8. белые отметины на ногах.

Существует большое количество типов породы, пригодных для самых разных целей. Есть шайры, которые годны только для езды шагом, есть такие, которых используют и для плуга, и для упряжи. Из всех типов наибольшей популярностью, как отмечается многими специалистами, пользуется шайр-горс (или кэрт-горс) – помесь голландских жеребцов и английских кобыл. В некотором роде его можно назвать «многофункциональной лошадью-тяжеловозом».

Фото шайр во всей своей красе

По-прежнему ведётся племенная книга, построенная по трёхступенчатому принципу. Основной раздел посвящён чистокровным животным, подраздел «А» – жеребятам, рождённым от зарегистрированного жеребца и незарегистрированной кобылы, а подраздел «В» – для потомства, полученного от спаривания кобылы из подраздела «А» с конём из основного раздела. Интересно отметить, что жеребята от кобылы из подраздела «В» и жеребца из основного раздела считаются чистокровным. Попасть шайру-жеребёнку в племенную книгу своей породы не так-то просто: отцовство следует подтвердить тестом на кровь или ДНК-анализом, и только потом принимается решение, куда именно следует записать новорожденного.

Отличительной особенностью породы является её требовательность к корму. Он должен быть обильным и включать в себя не только концентраты, но и сено, и траву, причём чуть ли не в равных долях. Помимо этого, за шайром необходим тщательный и внимательный уход. Только при этих условиях порода проявит себя с наилучшей стороны.

Любой специалист-ипполог, высоко отозвавшись о шайрах, не преминет отметить некоторые их недостатки – например, сильную фризость ног, не всегда достаточную приземистость и сырость. Парадокс, но фризость у шайров появилась как раз в результате стремления избавиться от ещё одного породного недостатка, изрядно им досаждавшего в своё время – проблемы с мокрецами. Но если учесть, что селекционная работа с видом ведётся по-прежнему, можно надеяться, что со временем исчезнет даже то, что сегодня считается его недостатком. К тому же особи, у которых это наблюдается, ценятся намного ниже, а это всегда – хороший стимул для совершенствования.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий